Через яблоки к звёздам
Роман Квартальнов – основатель digital агентства ZephyrLab рассказывает, как в 19 лет переборол сильную стеснительность, стал одним из первых продавцов официального магазина формата Apple Center в России, а спустя 10 лет открыл собственную компанию.
В 2005 году я учился в университете и испытывал трудности в общении с людьми: разговор с человеком, контакт глазами – все это вызывало жуткий дискомфорт. У меня был знакомый коуч, он посоветовал заняться продажами, чтобы перебороть эту стеснительность. Мне тут же поступило предложение пройти собеседование в первый магазин техники Apple в России, я тогда спросил: «А что это?».
В общем, мне дали контакты, собеседование было назначено на следующее утро. В ту же ночь я посмотрел фильм «Пираты Силиконовой Долины», прочитал биографию Стива Джобса и много чего еще, а когда увидел сами гаджеты, я обомлел. С точки зрения дизайна это было совершенство. До этого я видел только кнопочные телефоны. В общем, на встречу с HR я пришел настолько заряженный и пропитанный духом компании, что меня приняли за яблочного фаната.Дальше был долгий отбор, обучение, экзамен, по итогу которого осталось только 3 продавца для первого магазина, открывшегося в «Атриуме». Тогда магазин был как музей, и были очень забавные эпизоды. Например, могли вбежать какие-то люди, крикнуть «Apple - говно» и убежать, другие заходили и спрашивали: «А что это?», «А зачем?».
Поначалу мы реально ощущали себя экскурсоводами. Спасало, что философия бренда заключалась не в том, чтобы «впарить» как можно больше, а в персональном подходе к покупателю. Важно было помочь ему определиться с потребностями, предложить наиболее подходящее конкретно ему решение. То есть если потенциальный покупатель сомневался и не мог сделать выбор, я не дожимал его, а предлагал взять перекур, попить кофе за углом и спокойно принять решение о покупке. Большинство возвращалось, потому что когда тебе что-то пытаются «впарить», ты это чувствуешь и предмет теряет ценность. А если тебе увлеченно рассказывают о вещи, ты проникаешься симпатией. Однако в какой-то день мы закрылись с нулевой выручкой, приехал директор, отчитал нас. Когда он спросил почему так получилось, я набрался храбрости и сказал что думаю, предложил пути решения этой проблемы. Уже на следующей неделе я отправился в головной офис компании с презентацией стратегии развития продаж.
Я сконцентрировался на сервисе, на обучении покупателей. Мы делали специальные дни, когда рассказывали, как пользоваться гаджетами. Перед продажей давали возможность потрогать, проверить все интересующие программы и функции. Меня назначили директором магазина, хотя я еще и полгода не проработал на тот момент. На руководящей позиции я быстро осознал ценность команды, за свои деньги покупал технику и разыгрывал ее среди подчиненных, так я мотивировал их лучше работать, помогать друг другу, прикрывать друг друга. Уже на этом этапе я начал изучать различные методики по созданию и управлению командой – эти знания углубляю и использую сейчас.
В самом начале эта техника была узкопрофессиональная. Как-то зашел DJ Groove, спросил про функции оптического звукового порта Airport express, я тогда затруднился ответить, но предложил посмотреть на практике. Он вернулся с диджейским пультом, мы все подключили, проверили, в результате он приобрел ряд гаджетов для выступлений. Очень часто заглядывали дизайнеры, они казались мне какими-то невероятными ребятами. Я очень лояльно к ним относился, часто предлагал помочь проверить совместимость плагинов, доступность шрифтов. Так я заводил контакты в среде, погружался в профессию.
Потом уже заиграли амбиции. Начало смущать, что близкие навешивают ярлык «продавана», который ничего не умеет, хотя это было совсем не так. Мне хотелось доказать всем, что я могу больше, к тому же у меня появился интерес к проектной деятельности, к IT-индустрии. В какой-то момент, поступило предложение присоединиться ко всероссийскому проекту в этой отрасли и я ушел из Apple. Но вот эта философия – создавать лучшее, не навязываться, работать только над теми проектами, в которые веришь, все эти принципы зашились на подкорку. Около 7 лет я работал на стыке разработки и дизайна, руководил департаментом дизайнеров. В определенный момент я осознал, что хочу создавать и реализовывать собственные проекты.
Меня до сих пор вдохновляет история IPod Nano, его выход перевернул рынок MP3 плееров. Из мечты создать такой же революционный продукт появилось мое digital-агентство. В его основе лежат те же принципы, которые привели к успеху и Apple – продажи это хорошо, но куда важнее сам продукт, забота о клиенте, грамотная подача и отношения в команде. Мы работаем только с теми проектами, в которые верим. Если приходит клиент, чья бизнес-идея вызывает сомнения, я ищу и предлагаю варианты решения проблем. Мы стремимся обсуждать с клиентом его истинные цели, предложить решение задач, а не «нарисовать» очередной сайт с вау-эффектом. Еще один секрет успеха – это умение взять на себя полную ответственность за результат, который в итоге будет обладать большей ценностью, чем уплаченная цена за него.