Эти цифры вы и сами знаете: Гугл учитывает более 200 сигналов ранжирования, обновляет свои алгоритмы по 500 раз в год и на него работают тысячи инженеров. В этой погоне, в отчаянных попытках угнаться за переменами алгоритмов, мы так часто забываем, что всё это нужно для одной единственной цели: удовлетворить пользователя. Только не думайте сейчас что это будет пост на тему эмоциональных переживаний об этом. «Сделайте отличный контент и посетители сами придут» или «Удивите ваших клиентов и случится чудо». Никаких чудес. Удовлетворенность пользователя — это актуальный фактор ранжирования.
В отличие от остальных факторов ранжирования, удовлетворённость сложно измерить так как для этого нужны внутренние данные самой поисковой системы — а этим они делиться не любят. Мы конечно знаем, что поисковые машины измеряют и поощряют удовлетворённость различными способами. На самом деле, я почти уверен что удовлетворённость — одна из наиболее важных для Гугла метрик, позволяющая оценивать успешность своих собственных страниц выдачи. (В связи с этим уместно упомянуть вчерашнюю публикацию перевода доклада Яндекс на эту тему — прим. перев.)
Уцепиться за ключевое слово достаточно легко. Гораздо сложнее заставить пользователей перестать уходить назад в поиск с вашего сайта, если они не нашли то, что искали. «Накрутить» удовлетворённость крайне сложно (на самом деле нет — прим. SERPClick). Возможно, именно в силу сложности подобной накрутки поисковые системы уделяют этому фактору столько внимания.
Как Гугл измеряет и предсказывает удовлетворённость
Удовлетворённость пользователя результатами поиска
Замечательная книга Стивена Леви In the Plex (досл. «В сети» — прим. перев.) описывает, как инженеры Гугл придумали способ улучшить результаты поиска через сбор и обработку данных о поведении пользователей (выделено мною — автор):
«… Гугл может отслеживать то, насколько пользователи удовлетворены.… Лучшим сигналом об их удовлетворённости является «длинный клик» — это случается, когда кто-то выбрал результат выдачи, идеально если это будет первый сверху и после этого не возвращался в поиск. Это означает, что Гугл успешно обработал запрос. Однако неудовлетворённые пользователи были неудовлетворены каждый по какой-то своей причине. Наиболее красноречиво об этом говорили «короткие клики», когда пользователь прошёл по ссылке и сразу вернулся назад. «если человек набрал что-то и потом изменил свой запрос, значит — не нашёл того, что искал, — говорит Патель. — «Если они перешли к следующей странице выдачи, это значит, что они не удовлетворены увиденным».
Данное название часто называют pogosticking: обозначение для поведения пользователей, когда они кликают на результат в выдаче, а затем возвращаются (pogostick) назад и снова кликают на результаты выдачи, пытаясь найти то, что им нужно.
Вес поискового запроса
В 2012 году Гугл обнародовал краткую версию своего Руководства по оценке качества поисковых запросов (Search Quality Rating Guidelines). Небольшая армия специально обученных пользователей руководствуются этим документом при оценке результатов поиска.
Одина из самых высоких оценок, которая может быть присвоена согласно этому документу — «полезно» (выделение автора):
«Полезные страницы должны быть высокого качества и хорошо подходить к запросу. Также, они часто имеют одну из или все из перечисленных ниже характеристик: удовлетворяющая запросам пользователя, авторитетная, интересная, а также\или недавно размещённая (как например последние новости по теме). Полезные страницы, как правило, хорошо организованы и вызывают доверие пользователя. Они содержат информацию из проверенных источников. Страницы с полезной информацией не переспамлены.»
К сожалению, оценщик может просмотреть только несколько тысяч веб-страниц за определённое время, в то время, как в сети миллионы сайтов. Поэтому Гугл разработал новую систему:
Панда
Вместо того, чтобы оценивать результаты по факту, Панда даёт Гуглу возможность предсказывать удовлетворённость пользователей на основе исследования с привлечением самих пользователей. Таким образом, можно ранжировать все проиндексированные сайты.
Менее удовлетворяющие страницы получают более низкий рейтинг в поиске, а каждые несколько недель индекс обновляется на основе вновь собранных данных.
График ниже показывает, как Панда последовательно понижает сайт в рейтинге.
Данные о посещении сайтов Пандой можно получить через Panguin Tool и Google Algorithm Change History.
Что мы можем сделать?
Если поисковые системы измеряют удовлетворённость пользователей и используют её как фактор ранжирования, то наша цель должна быть следующей:
- Создать такие условия, при которых пользователи не будут возвращаться обратно в поиск и кликать на другой URL.
- Создавать сайты, которые Панда расценит как соответствующие характеристикам качества.
- Удивлять и радовать наших пользователей так, чтобы они возвращались к нам снова и снова.
5 Способов улучшить поведенческие факторы:
1. Бесплатные опросы Гугла по удовлетворённости
Словно для того, чтобы специально привлечь внимание к теме поведенческих факторов, Гугл недавно выпустил бесплатные, встраиваемые опросы для измерения удовлетворённости пользователей для веб-мастеров.
После того, как вы добавляете строчку JavaScript когда на свой сайт, ваши пользователи получают следующие вопросы:
- Насколько вы удовлетворены данным сайтом в целом?
- Есть ли что-то, что вас разочаровало в этом сайте или является непривлекательным?
- С какой целью вы посетили данный сайт сегодня?
- Получилось ли вам достичь этой цели сегодня?
Если вы хотите кастомизировать вопросы, Гугл предлагает сделать это по цене $0.01 за вопрос.
Видимо, Гугл хочет дать веб-мастерам возможность обратной связи наподобие той, которую сам собирает из данных о поведении пользователей. Конечно, опрос не даст напрямую ответа на вопрос «Что делать?», однако они позволяют любому вебмастеру собрать много полезных данных по удовлетворённости пользователей.
2. Убрать препятствия.
Годами мы только и делаем, что говорим что наш сайт надо делать доступным как для поискового робота, так и для людей. Но редко кто говорит о том, как эти факторы юзабилити влияют на ранжирование.
Представьте, если хотите, сайт, который запрашивает регистрацию для просмотра любого контента, даже для того, чтобы получить результаты поиска с этого сайта в выдаче. А ведь мы всё чаще видим это в сети.
Что если бы на Moz надо было регистрироваться?
Всё просто: люди кликают по выдаче, видят форму регистрации и уходят обратно в поиск за другим URL-ом. После пары сотен таких возвратов (или даже меньше) поисковая система примет во внимание, что данный URL в поиске не удовлетворяет пользователей.
Мы в Moz видели сайты, которые делали доступ по регистрации только для части своих наиболее востребованных страниц. И их рейтинг падал. На самом деле, полно буквально анекдотических ситуаций, когда Панда понижала сайты после введения подобных мер.
3. Ускорьтесь
Мы знаем, что более быстрый сайт — это хорошо, однако у страницы есть два механизма, за счет которых можно влиять на ранжирование:
Напрямую: Гугл официально объявил, что скорость загрузки страницы непосредственно влияет на ранжирование для определённого процента запросов (только 1% в 2010 году).
Опосредованно: Поскольку скорость страницы влияет на удобство её использования, она может опосредованно влиять на степень удовлетворённости пользователя. Если пользователь слишком долго ждёт, пока страница загрузится, он может испытать разочарование и вернуться обратно в поиск.
Гугл буквально одержим скоростью загрузки страниц и исследователи Майкрософт показали, что пользователи будут посещать сайт реже, если он всего на 250 миллисекунд медленнее загружается, чем сайт конкурента.
Источник: Нью-Йорк Таймз.
Если вам нужно убедить клиента или руководителя в необходимости увеличить скорость загрузки, попробуйте инструмент сравнения скоростейWebpagetest.com, который позволяет экспортировать видео в замедленном режиме воспроизведения.
4. Эмпатия
Эмпатия — фактор ранжирования? «Сайрус, — я уже слышу, как вы мне это говорите — ты по ходу с Рандом переобщался!»
Можете добавить этот коммент на ближайшем нашем семинаре. Я немного изменил коммент ниже, чтобы выделить важные моменты:
В последнее время я уделил много внимания тому, чтобы веб-страница выглядела так, как я хотел бы её видеть если бы искал её. Я переделал и допилил её так, чтобы в линейке продуктов (а это магазин электронной торговли) было всё, что пользователь может хотеть увидеть и добавил код на скидку на страницу.
После этого, пользовательское время на странице и просмотры страниц после посещения этой страницы значительно увеличились в то время как процент отказов сократился (в два раза!). За 7 недель страница вышла в топ. Для того чтобы быть уверенным, я не вешал на страницу ссылки с других сайтов. Ссылочная масса, ведущая на страницу И на домен остались неизменными за этот период согласно показаниям AHRefs, OSE, Majestic, GWM & LRT.
5. Перелинковка
Одна из лучших статей по продвижению, которую я читал за последний год — AJ Kohn'sTime to Long Click (Настало время долгого клика). AJ объясняет как перелинковка (а также контент) может быть использована для увеличения показателя удовлетворённости пользователей (выделено жирным автором статьи):
Я всегда рекомендую чтобы вы линковали между собой важные источники информации когда это возможно для того, чтобы полностью удовлетворить пользовательский запрос. Таким образом вы создаёте ситуацию для более долгих кликов и со временем получаете больше ссылок на себя. Оба этих следствия положительно влияют на ваше ранжирование.
Перестаньте думать о том, как оптимизировать вашу страницу и подумайте, как оптимизировать поисковое поведение.
— AJ Kohn
Подумайте: пользователям гораздо удобнее кликнуть с вашего сайта на другой URL нежели чем идти обратно в поиск и снова искать. Если люди находят что-то у вас, то вы являетесь авторитетным источником. Если они могут найти это только в Гугл — то авторитетом является Гугл.
Будьте авторитетным источником.
Как лично вы улучшаете показатели удовлетворённости пользователей?
Есть два типа тактики: попытаться удовлетворить робота или попытаться удовлетворить посетителей сайта.
Центрирование стратегии на роботах приводит к созданию страниц, наполненных правильными ключевыми словами и метатегами — это попытка помочь поисковому роботу признать релевантность. Я сказал «попытка» потому что сама поисковая система следит за пользователями. Если они недовольны, робот тоже.
Нацеленная на пользователей стратегия продвижения с теми же ключевыми словами и метатегами предлагает пользователям больше: прийти и попробовать сайт. А затем — нужно сделать всё, чтобы пользователь был доволен.
Наблюдали ли вы улучшение ранжирования вашего сайта после проведения комплекса работ по улучшению пользовательских факторов? Расскажите свою историю в комментариях.
От переводчика:
Статья подготовлена аналитическим отделом ALTWeb Group. Она раскрывает механизмы, работа над которыми включает стратегическое планирование и пошаговую реализацию. Этот сложный комплекс мер можно усилить путём работы с поведенческими факторами через систему SERPClick, работа которой основана на факторах, изложенных в этой статье.
Источник: habrahabr.ru/company/altweb/blog/237417/
Обсуждение